вторник, 26 июля 2011 г.

Исповедь трудоголика

Поначалу, когда меня стали обзывать трудоголиком, я даже немного обижалась - никакой я не трудоголик, просто ответственно отношусь к своей работе, ну и если задерживаюсь немного в офисе, то что ж тут такого страшного? Потом обижаться я перестала, потом сама шутила на тему трудоголизма, а потом задумалась. Да, мне казалось, что я могу прекратить много работать в любой момент, но почему-то сделать это - не получалось. Забавно - симптомы как у какого-либо алкоголизма, либо другой зависимости. Но на самом деле это совсем не смешно. И этой своей историей - печальной, но поучительной и, смею надеяться, с хорошим концом - хочу сегодня поделиться.


Сразу после новогодних праздников на проекте стало жарко - впереди замаячил важный релиз, в функциональности проекта было запланировано много изменений, людей на проекте слегка не хватало, так что работы - и своей, и чужой - резко стало очень много. Пожалуй, со своей бы я вполне нормально справлялась, но ситуация усугублялась именно тем, что приходилось выполнять часть работы за отсутствовавшего на проекте аналитика.

Для меня никогда не было проблемой немного задержаться на работе, надо - значит надо. Но со временем я стала задерживаться всё дольше и дольше. Скоро уже узнала, что дверь на этаж лучше всего блокируется вешалкой, повешенной на ручку двери, потому что после 11 часов вечера обычный электронный ключ уже не срабатывает. Потом мне перестало хватать даже этого времени на работе, и, придя домой, я ещё работала часть ночи. Потом добавилась работа в выходные - в офисе или дома.

При таком раскладе работа давно перестала приносить радость - усталость накапливалась, и работалось через силу. Но надо было ещё немного поднапрячься. Казалось, что все эти переработки - ненадолго, это просто перед ответственным релизом, только в эту итерацию. Но потом как-то незаметно началась следующая итерация, а ситуация в корне не менялась. Шёл примерно пятый месяц такой жизни...

Стало понятно, что у меня серьёзные проблемы, и, пожалуй, в первую очередь во мне самой - работа стала для меня наивысшим приоритетом. Я уже давно не встречалась нормально с друзьями и очень редко добиралась до родителей. Я понимала головой, что так жить нельзя, но изменить свой образ жизни у меня уже не поучалось. Надо было что-то делать.

К счастью, способ преломить ситуацию нашёлся: с трудом до него дожив, я ушла в отпуск. Я уехала в Турцию, на две недели, к солнцу, морю и полному отдыху, заставив себя даже не думать о работе. И - о чудо! - мне это помогло. Именно отпуск вырвал меня из этого ужасного порочного круга, в котором я закрутилась - я снова стала получать удовольствие от жизни и наконец ощутила и вспомнила, что значит жить. Отпуск смог вернуть на место что-то в моём сознании - ведь меня не было целых две недели, и проект за это время не развалился, так значит - и каждый день без нескольких часов моей переработки проект тоже переживёт! Отпуск вылечил меня, ну или поставил на путь выздоровления - уже давно вернувшись в Минск, не без помощи близких мне людей я старательно себя контролирую и верю, что смогу избежать рецидивов :)

К чему весь этот мой откровенный рассказ - наверное, совершенно понятно: люди, не позволяйте работе поглотить себя! Если замечаете за собой симптомы трудоголизмза - то срочно сбегайте от этой работы в отпуск, на каникулы, на качественный отдых с друзьями и близкими! Сколь бы любимой ни была работа, и сколь бы ответственными ни были вы сами - работа должна быть ради жизни, а не жизнь ради работы!

26 комментариев:

  1. Редкий случай, когда трудоголик сам осознает и решает эту проблему. Это круто!
    А зарплату за переработки повысили? :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, но "сам осознаёт и решает" - в моём случае не совсем правда :) Мне все друзья, знакомые и родственники за это время всеми способами успели повнушать, что так жить нельзя... %)

    А зарплату за переработки - неа, не повысили :( Иногда удавалось выбить 1,25 ставки за какой-то промежуток времени, иногда отгул за работу в выходной - но только эпизодически... Трудоголизм на самом деле не окупается :)

    ОтветитьУдалить
  3. Поздравляю, что удалось вырваться из замкнутого круга!

    У меня часто возникает такая же проблема - увлекаешься и работаешь больше. А потом усталость, провисание остальных частей жизни и начинающееся выгорание...

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга, спасибо!

    На самом деле это действительно страшная штука, когда затягивает в эту круговерть "переработка-усталость-неэффективная работа-переработка-усталость..."
    У меня так от остальной жизни вообще ничего не осталось, можно сказать...
    Пока я вот выбралась, только очень боюсь снова сорваться :)

    А вам желаю, чтоб эта проблема как можно реже возникала. Кстати, пока лето - проще себя заставлять от работы отвлечься, так же такая красота на улице!!! :)

    ОтветитьУдалить
  5. Я пока поставила себе правило - не работать дома) Совсем. Как выяснилось без этого прекрасно можно обойтись)

    ОтветитьУдалить
  6. Отличное правило! :) После отпуска я тоже пока ни разу домой работу не брала, надо и себе попытаться сделать это правило железным. Кстати, дома так здОрово компьютер вообще не включать!.. :)

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. Мои поздравление и пожелание "Так держать!".

    Я свою зависимость опознала, когда поняла, что жутко скучаю за солнцем и небом. Я практически забыла какие они. Это и стало переключателем.

    Сейчас следую своим же придуманым правилам типа не брать работу домой, т.е. выйдя за дверь офиса - я уже не на работе.

    А на первых порах заводила таймер, чтобы знать когда нужно уходить. Появился азарт выполнить задачи до того как зазвенит таймер. Пришлось улучшить навыки планирования, управления рисками и т.д.

    Все равно иногда засиживаюсь больше, но не каждый день. Иногда интересная задача не отпускает. Всякое случается. И после всегда себя отчитываю.

    ОтветитьУдалить
  9. Наталья, спасибо :)

    Я вот тоже теперь испытываю чувство вины, когда на работе задерживаюсь, так что стараюсь не задерживаться :)

    И на самом деле - чтобы не пересиживать на работе, нужна хорошая самодисциплина; и гораздо сложнее всё делать вовремя, чем просто задержаться на работе.

    ОтветитьУдалить
  10. Да-да! Есть еще куча интересных дел, кроме железного ящика)

    ОтветитьУдалить
  11. как вариант, можно в нерабочее время найти себе занятия, требующие сил и внимания, и которые просто не позволят на работе задерживаться и заниматься ею дома. Ну там, в турклуб записаться, или заняться вязанием :) Главное чтобы дело нравилось, было по возможности полезным (хотя бы не вредным) и отключало от мыслей о проектах на работе.

    ОтветитьУдалить
  12. Да, Pollyanna, это действительно тоже вариант. И у меня даже такое одно время работало, но потом перестало - по мере возрастания нагрузки, просто не оставалось сил на увлечения, и я переставала заниматься этим самым увлечением как менее приоритетным...

    Ну или может это только у меня так - я человек быстроувлекающийся, но так же быстроостывающий :) так что, веротяно, мне просто всё новые и новые увлечения надо придумывать...

    ОтветитьУдалить
  13. Не перерабатывать - это одно из отличительных свойств профессионала :)

    ОтветитьУдалить
  14. Суровое утверждение, Борис. Но в общем-то с ним не поспоришь, пожалуй... :)

    ОтветитьУдалить
  15. "Работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать!" - это и мой девиз тоже!
    Хотя кто-то может с этим не согласиться. Тем не менее, это у меня как-то сочетается с любовью к работе.

    ОтветитьУдалить
  16. Алексей, так это вполне нормально, мне кажется. Я ведь тоже очень люблю свою работу :) Просто она не должна быть единственной любовью в этой жизни :)

    ОтветитьУдалить
  17. А меня трудоголиком не назовешь :) Работаю ровно столько сколько оговорено... И сразу же отдыхать.

    Все таки мы работаем что бы жить, а не наоборот.

    ОтветитьУдалить
  18. Ну, Владимир, за Вас можно только искренне порадоваться :)

    ОтветитьУдалить
  19. У меня немного другое мнение. Вероятность успеха с переработками гораздо выше чем без них. Отсутствие переработок - признак того что работа вообще не является приоритетом для человека. Я не встречал успешных и профессиональных людей, которые работали бы строго 40 часов в неделю. Наверно, они существуют, просто я их не встречал. Я знаю людей, которые перерабатывали и добились успеха, знаю что это потребовало существенно больше чем 6 месяцев и соглашусь с тем что большую часть этого времени у них не было сверх высоких зарплат

    ОтветитьУдалить
  20. Иосиф, есть, конечно, резон в ваших словах. Честно говоря, для меня вопрос баланса работы и прочей жизни - всё ещё отрытый. И вопрос этот очень индивидуальный. Конечно, если человек честолюбивый, если хочет добиться выдающихся успехов, сосредоточен на карьере - то вряд ли тут обойдётся без переработок. Но если именно карьера - не является главной целью человека, а нужен, например, просто стабильный доход для обеспечения нормальной жизни - то это другое дело.

    Кстати, вопрос ещё в том, что именно считать успешностью - карьера ли мерило или что-то другое? :)

    Да, это вопрос приоритетов, и каждый его решает для себя. Для меня сейчас работа - это важно, в любом случае важно, но на данный момент я поняла, что всю свою жизнь я не хочу принести ей в жертву.

    ОтветитьУдалить
  21. Я стараюсь, Наташа, но нелегко пока... :)

    ОтветитьУдалить
  22. Лена, кстати если подумать про переработки - то это убыточное дело.

    Расходы как очевидные (оплата сверхурочных, такси, еды в офис), так и падение эффективности в последующем - уставший сотрудник работает хуже. Что влечет за собой дальнейшие переработки и получается такой вот замкнутый круг.

    ОтветитьУдалить
  23. Да, red_foks, полностью согласна. Какое-то время переработки могут быть эффективными - пока усталость не накопилась; потом ещё какое-то время - ценой весьма значительных усилий заставляя себя _эффективно_ работать больше 8 часов; но рано или поздно - это превращается в измождённое барахтанье.

    И именно из этого порочного круга очень тяжело вырваться

    ОтветитьУдалить