среда, 10 марта 2010 г.

Этот (не)страшный зверь Linux

Наверное, существуют ещё люди типа меня, которые никогда не сталкивались с Linux. И, вероятно, именно таким людям может быть интересно краткое описание моего первого опыта самостоятельной установки Linux.


Вдохновителями моего эксперимента явились возможная перспектива работать на проекте, где используется Linux, и давнее любопытство; помощниками моими стали - книга "Linux для чайников" (как раз для моего уровня!) и участие хорошего знакомого, который недавно сам осваивал Linux.

По опыту (моего знакомого и своего), экспериментировать с операционными системами удобнее всего и наименее страшно - с использованием виртуальных машин: работа с виртуальной машиной практически не отличается от обычной работы, при этом в случае неудачи риску подвержена только виртуальная машина, а не весь рабочий компьютер. Поэтому именно вариант установки Linux на виртуальную машину и был выбран мной без каких-либо колебаний.

Из книги "Linux для чайников" я наконец выяснила, что же означают загадочные слова типа Ubuntu, Suse и т.п., которые мне приходилось слышать - так называются дистрибутивы Linux, т.е. что-то типа "обёрток" для ядра Linux, отличающихся, в частности, включенными утилитами и программами установки. Для своего эксперимента я выбрала бесплатный дистрибутив от компании Red Hat - Fedora; выбрала только потому, что именно этот дистрибутив описывался в купленной мной книге.

Итак, запасшись
- программой установки VMware workstation v.6.5.1,
- дистрибутивом Fedora core 10 (в виде образа диска),
- и несколькими часами свободного времени,
я приступила к установке Linux.

Процесс в принципе оказался несложным:

Шаг-1. Установка VMware: простое Windows-приложение, типовая установка, подвохов нет.

Шаг-2. Создание новой виртуальной машины: жмём на кнопку "New Virtual Machine" и пошагово отвечаем на вопросы мастера создания виртуальной машины. Из "сложностей" - выбор источника для установки ОС (указание пути к образу диска с дистрибутивом) и определение типа ОС (я выбрала Linux и из-за отсутствия Fedora в списке версий - наобум "Other Linux 64-bit").

Шаг-3. Подготовка к установке Linux: процесс начинается автоматически после завершения создания виртуальной машины. У программы установки симпатичный интерфейс и достаточно стандартные для установки ОС вопросы типа выбора языка (есть русский!), часового пояса, способа создания разделов на диске (для виртуальной машины совсем не страшно) и т.п. Из подвохов - странный вопрос о проверке корректности установочного диска: после подтверждения корректности появилось сообщение об отсутствии этого самого диска; так что лучше, наверное, от этой проверки вообще отказаться.

Шаг-4. Установка Linux: после завершения предыдущего шага начинается непосредственно установка всех необходимых пакетов. Процесс достаточно длительный – я не засекала, но что-то в районе часа (возможно, я выбрала слишком много дополнительных приложений к установке). Главный подвох - после установки всех 1551 пакета установка зависла на сообщении "Установка загрузчика…". На свой страх и риск я при этом перезагрузила свою виртуальную машину.

Шаг-5. Завершение установки: к моей радости, процесс продолжился после перезагрузки виртуальной машины - пошла загрузка системы, и я попала на экран "Добро пожаловать". Тут последовало ещё несколько вопросов типа корректировки времени и создания пользователя для моей системы, и всё.

Шаг-6. Первый вход в систему: установка завершена, входим в систему как пользователь - и оказываемся в симпатичной среде с вполне понятными меню типа "Приложения", с привычными, но слегка другими окошками и с потенциальной массой неизведанных возможностей.


Оказалось, что установить Linux - как-то даже совсем и не страшно. Мне не понадобилась для этого ни купленная книжка, ни даже звонок другу. Конечно, это только установка только одного дистрибутива и только на виртуальную машину; и, разумеется, разобраться в этой системе – это то, что мне ещё предстоит, и там явно всё не так и просто; но зато теперь я Linux больше не боюсь, это не такой и страшный зверь :).

P.S. Не могу отделаться от ощущения, что название для этого дистрибутива придумал кто-то русский с чувством юмора - ведь "Fedora Core" так похоже на "Федорино горе", неужели это совпадение?!

10 комментариев:

  1. установка Линукса на обычную, не виртуальную, машину мало чем отличается. единственное, на что надо обратить внимание - разбивка диска.

    сейчас наиболее дружелюбной для пользователя является Убунта - если решитесь ставить параллельно с windows, то я бы посоветовал ее.

    ОтветитьУдалить
  2. your_new_world, спасибо, приму к сведенью :)

    ОтветитьУдалить
  3. И openSUSE как и SLES тоже довольно дружелюбно бьют диски :-), если есть неразмеченные области на винчестере. Если нету, то нужно следить за разбивкой внимательно, это я как человек два раза сносивший в ноль виндовую файловую систему знаю определенно точно

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Анонимный, хорошее мне предостережение, поиграюсь пока лучше с виртуалками... :)

    ОтветитьУдалить
  5. я виндовую файловую систему не сносил ни разу :)
    ставил suse, asp, ubuntu, manrdiva разных версий.

    если при установке на шаге разбивки диска выбрать advanced mode, то можно просто уменьшить виндовый раздел и создать на освободившемся месте линуксовый. но если страшно, попробуйте это сделать на виртуалке :)

    ОтветитьУдалить
  6. Я всегда с опаской относилась ко всем действиям, при которых можно потерять данные. Конечно, иногда хочется "отформатировать винчестер и начать жизнь заново", но пока эксперименты с разделами оставлю до лучших времён, когда я вырасту из уровня "полный линуксоидный чайник" :)

    ОтветитьУдалить
  7. Fedora это бесплатный вариант коммерческого дистрибутива Red Hat. Поэтому и название имеет отношение к шапкам))

    Fedora - a soft felt or velvet medium-brimmed hat, usually with a band

    ОтветитьУдалить
  8. О, спасибо, а я посмотреть перевод даже не подумала, и воспринимала просто как имя :)

    ОтветитьУдалить
  9. Yevtushenko Vlad, а что значит Ваш комментарий? Может торможу, но не поняла :( "linux wave" - это какое-то понятие?..

    ОтветитьУдалить