понедельник, 19 апреля 2010 г.

О смене рода деятельности

На днях (но не в первый раз) в комнате зашёл разговор на тему профессиональной деятельности: я сказала, что люблю тестирование и хочу и дальше быть тестером; а мне сказали, что сферу деятельности вообще-то рекомендуется менять каждые лет десять, и не всё же время быть тестером. Дискуссия, в общем-то, ни к чему не привела, и каждый остался при своём, насколько мне показалось. Но всё это не шло у меня из головы, и я решила об этом написать.


Интересная всё-таки мысль - менять род занятий каждые десять лет. Конечно, придумано это не только что, и мнение это весьма распространённое. Но вот откуда взялась такая идея? Я подумала, что, вероятно, это сказано для тех, кто чем-то занимается, но не получает от этого удовольствия, и если даже за десять лет удовольствие так и не возникло, то надо что-то менять. А моя сестра предположила, что это придумали для тех, кто чувствует, что достиг в своей профессии всего, чего только можно было достичь, и развиваться уже некуда. И я попробовала примерить всё это на себя.

Я люблю свою работу и считаю тестирование увлекательнейшим занятием. Я получаю удовольствие от своей работы, даже несмотря на то, что порой она бывает монотонной, и даже временами кажется никому не нужной. Я верю в то, что благодаря моей работе кому-то будет хоть чуточку приятнее работать с каким-то продуктом, и одно это служит неплохим источником вдохновения - я верю, что моя работа помогает делать этот мир капельку лучше, даже если и звучит это пафосно :) Я чувствую, что за годы работы тестером я что-то поняла в этой профессии. И при этом я понимаю, что есть ещё огромное количество того, чего я не знаю и не умею. И пусть даже многое из этого - это результат моих упущений в прошлом, но я вижу ещё массу возможностей для своего профессионального развития, и убеждена, что и через двадцать лет я не смогу достичь всего, что возможно в этой области.

А ещё я подумала о знаменитых людях - любых, будь то музыканты, политики, врачи, актёры или физики. Нельзя сказать про всех, но большинство из тех, кто приходит мне на ум - полагаю, это люди, посвятившие жизнь своей профессии. И я не думаю, что на своём пути к достижению чего-то значимого, они руководствовались советом каждые десять лет менять род своей деятельности. Конечно, я не сравниваю себя с великими, но я тоже хочу достичь чего-либо значимого или, по крайней мере, стать настоящим профессионалом в своей области. И я не думаю, что тестирование - чем-либо хуже любой другой профессии, чтобы ему нельзя было посвятить свою жизнь.

Если работа приносит удовольствие, если она вдохновляет, доставляет радость, и в ней видишь перспективы и будущее, то зачем же от этой профессии отказываться из-за каких-то рекомендаций, непонятно когда, зачем и для кого придуманных?..

32 комментария:

  1. А вот поговорим с Вами через 10 лет :)
    Я в тестировании 5 лет. Много всякого передумал за это время.
    Из тестирования большие горизонты открываются

    ОтветитьУдалить
  2. Интересно, что ещё рекомендуется менять и с какой частотой? Место жительства, жену/мужа, религию, пол?

    ОтветитьУдалить
  3. Это просто галимое оправдание для случаев, когда не можешь справиться с рутиной жизни.

    А рутина есть всегда :)

    ОтветитьУдалить
  4. Yevtushenko Vlad, а я ведь никогда не писала, сколько именно лет я в тестировании... О-)

    ОтветитьУдалить
  5. Алексей (Баранцев), помнится, я когда-то слышала фразу типа того, что каждые десять лет надо менять хотя бы что-то одно - либо работу, либо место жительства, либо жену %)

    Попробовала немного погуглить, кто что рекомендует менять каждые N лет, так похоже, что Интернет всякими советами полон, причём 10 лет - это ещё не самый маленький называемый период...

    ОтветитьУдалить
  6. Алексей (Лупан), мне не слишком нравится формулировка "галимое оправдание", но я всё больше склоняюсь к мысли, что это совет для людей, в определённой степени несчастных - кому от текущего положения вещей плохо. И в таком случае совет может не так и плох, если рассматривать его как совет: "если вам плохо, то не бойтесь кардинальным образом поменять свою жизнь".
    Это может кому-то и помочь - кто ещё не нашёл той области деятельности для себя, в котором ему будет классно и 10 лет, и 20, и 50.

    ОтветитьУдалить
  7. Мне всегда было интерестно, что движет людьми, которые на протяжении всей жизни идут на работу как на повинность.
    По большей степени я не понимала их потому, что каждый день я лечу на работу с предвкушением: А вот сегодня ....
    Поддержываю, что такие советы придумали для людей, которым все надоело и они боятся что-то поменять. Это соломинка, оправдание, а иногда и стимул решиться, что-то поменять.

    Скажу честно, было время когда шла на работу как на каторгу. Это было связано не с тестированием. И это закончилось сменой работы. Не могу предствавить, как можно с такими чуствами годами ходить на работу.

    ОтветитьУдалить
  8. 1) Баранцев уже четко все сказал.

    2) Это не совет, а именно оправдание для "Я плыву, хз куда и зачем, но потом я кааааак встану, и каааак случатся изменения! Не век же мне заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь, не так ли?!".

    Некоторым проще находить оправдания для ситуаций и бездействия, а не решения для своих проблем.

    Помогать в культивировании оправданий незачем, равно как и обсуждать это дело. Надо ждать, когда такое гиблое отношение изменится (обычно это происходит с возрастом, но не всегда) - тогда можно и поговорить.

    3) Изменения приходят с опытом, и не всегда связаны с определенной профессией.

    Насильственная смена профессии не обязательна, точно так же, как и не обязательно "цепляться" только за одну профессию.

    4) К тестированию эта тема не имеет отношения.

    (чревовещает) В организме кровь обновляется каждые семь лет...

    ОтветитьУдалить
  9. Лена, вопрос про тех, кто дискуссию дискутирует - они знают, чем именно будут заниматься через десять лет? План развития/изменений у них есть?

    Почему я уверен в том, что они не смогут это четко сказать, и плана жизни нет ВООБЩЕ?

    ОтветитьУдалить
  10. Алексей, в этой дискуссии любопытно то, что человек, с которым я дискутировала - значительно старше меня, минимум лет на двадцать.

    И вот с одной стороны, я убеждена в правильности своей позиции для себя; с другой - опыта у него явно побольше моего, может он упел в этой жизни понять что-то, до чего я ещё не доросла? :)

    ОтветитьУдалить
  11. Наталья, у меня ощущения очень похожи на описанные вами. И, кстати, периоды «на работу как на каторгу» я тоже проходила, и тоже виной тому было не само тестирование.

    А вообще мне очень приятно знать, что есть ещё люди, которые тоже очень любят тестирование :) Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  12. Кстати, Алексей, насчёт того, что к тестированию это всё отношения не имеет. Может и так, но почему-то я достаточно часто слышу эти самые «не всю же жизнь этим заниматься» - именно по отношению к тестированию. Вот вы часто слышали такое про другие профессии? Типа «ну не всю же жизнь врачом быть» или «ну не всю же жизнь биологией заниматься»? Мне кажется, что тестирование чаще многих профессий оценивается как профессия явно не на всю жизнь, как будто тестирование - чем-то ущербно.

    ОтветитьУдалить
  13. Z думаю эти рекомендации просто переврали. Изначальный смысл мне кажется таков, что если вдруг надоела профессия, захотелось чего-то нового, то это нормально. Если говорить о тестировании, то мне иногда не хватает ощущения создания материальных ценностей, созидания. Ну и зарекаться, что я всегда буду заниматься тестированием, я бы не стал. Есть ещё куча интересного, поэтому возможно, я чем-нибудь другим ещё займусь.

    ОтветитьУдалить
  14. clauster, а сложно сказать, какой там изначальный смысл. Вот навскидку нашла, например, тут http://www.jobs.ua/articles/17/557/ : "Современный взгляд на профессиональную мобильность таков: считается, что каждые 3-5 лет работник должен менять сферу деятельности <...>"

    Кстати, насчёт отсутствия созидания - согласна с вами. У меня тоже есть подобное ощущение. Но, наверное, поэтому у меня лично достаточно часто возникают созидательные увлечения (хобби): например, шитьё; или даже как-то столик себе для ноутбука соорудила %)

    ОтветитьУдалить
  15. Интересно было бы узнать, проводились ли в самом деле какие-нибудь исследования на этот счёт, или же тут чистая демагогия -- каждый говорит, во что он лично верит или просто где-то слышал.

    ОтветитьУдалить
  16. Да хоть на двести лет старше - что с его возраста, если он глаголет ересь?

    Вот вы часто слышали такое про другие профессии? Типа «ну не всю же жизнь врачом быть» или «ну не всю же жизнь биологией заниматься»?

    Конечно. Так говорят абсолютно все журналисты, например :)

    Пообщайтесь с танкистами, которым еще не близки вопросы пенсионности - услышите то же самое.

    Мне кажется, что тестирование чаще многих профессий оценивается как профессия явно не на всю жизнь, как будто тестирование - чем-то ущербно.

    Входной билет в тестирование дешевле, чем во врачевание, например. Многим кажется, что этим может заниматься любой человек. К официантам такое же отношение. Кто официантом был - тот поймет сразу.

    Тем, кто долго учился перед тем, как начать работать, кажется, что все это снова надо пройти. Снова учиться пять лет, например. "А куда я пойду учиться, если мне уже 30-40-50 лет?"

    Если дешево заплатил за вход - кажется, что так же легко выйти. Ну-ну...

    ОтветитьУдалить
  17. Знаете, Алексей (Лупан), что меня всегда настораживает - это категоричность суждений и высказывания типа "ересь" или "абсолютно все журналисты".

    Но думаю, что вашу точку зрения я поняла.

    ОтветитьУдалить
  18. Попыталась я поискать в интернете какие-либо обоснования всем этим рекомендациям о необходимости смены профессии - в общем-то без особых успехов. Чаще всего натыкаюсь на фразы типа «психологи рекомендуют» или «на Западе/в Японии принято» без каких-либо ссылок. Причём натыкаюсь то на то, что речь идёт про смену профессии, то про смену работы - а понятия-то в принципе разные.

    При этом наткнулась на несколько работ по психологии, посвящённых теме смены профессии - со ссылками на разнообразные источники. Т.е. речь там про необходимость смены профессии каждые сколько-то лет не идёт, но это, я полагаю, как минимум показывает, что вопросом этим люди занимаются и исследования всяческие проводят.

    В общем я думаю, что нет дыма без огня - и все эти рекомендации имеют под собой какую-то основу. Но я, пожалуй, склоняюсь к тому, чтобы согласиться с clauster в том, что исходный смысл во всех этих «популярных рекомендациях психологов» о _необходимости_ смены сферы деятельности каждые 3/5/7/10 лет очень искажён.

    ОтветитьУдалить
  19. Есть дым без огня. И химически, и в переносном смысле.

    Нет необходимости менять сферу деятельности по каким-то периодам.

    Есть желание поддерживать свой социальный статус.

    Такие высказывания типичны для такой ситуации:

    я, человек, столкнулся с проблемами, которые сложно решить. Например, сейчас я работаю менеджером по менеджерам, и чувствую, что что-то пошло не так. Нет азарта, неинтересно, скучно.

    Мне лично скучно.

    Но если я ляпну такое в офисе, я рискую получить минусом по карме.

    Но мне реально скучно!

    В дискуссии на подобную тему я попытаюсь сделать такой финт: найти себе союзника. Или сотворить его.

    Происходит ли это осознанно или нет - хз, зависит от стиуации и личности.

    Диалог:

    - Иван Семеныч, мне так интересно быть менеджером менеджеров! Я готов всю жизнь! Навсегда! Да!

    - Паша, вообще-то, сферу деятельности, вообще-то, рекомендуется менять каждые, вообще-то, лет десять, и не всё же время быть менеджером менеджеров.

    - То есть?

    - Ну, ты что, всю жизнь намереваешься быть манагером? Ну ты и лох, Паша... (быстро уходит)

    - (думает) Нда? не может быть! А может, я действительно лох? Иван Семенович старше меня, знает жизнь, знает четыре иностранных языка - английский, французский, суржик и джаву... Ну, не знаю...

    Дальше что происходит: "Дискуссия, в общем-то, ни к чему не привела, и каждый остался при своём. Но..." - уж простите за прямое цитирование. Nothing personal.

    ОтветитьУдалить
  20. Во-первых, про дым без огня я писала в данном случае именно по данному вопросу на основании всего того, что я понаходила в инете - у меня сложилось впечатление, что все эти "рекомендации" возникли не на пустом месте (см. выше).

    Во-вторых, мне вот даже интересно - а что заставляет ВАС о чём-либо задумываться? Для меня лично столкновение с противоположным мнением - это как раз повод для размышления. Из моего поста видно, что я прониклась идеей срочной смены сферы деятельности? Вроде, нет. Но я задумалась над тем, откуда такое мнение взялось. И это "но..." вылилось в то, что я лучше обдумала и сформулировала свою точку зрения.

    Есть что-то ненормальное в моём поведении и в ходе моих мыслей в данном случае? :)

    ОтветитьУдалить
  21. Вы тут при чем вообще?

    Мы идею обсуждаем, или вас?

    Ничего ненормального, анормального или неверного не вижу.

    Столкновение с противоположным мнением всегда очень плохо, потому, что столкновение не будет продуктивным. Особенно в нашем с вами социуме, где терпимость к суждениям (особенно резким) - редкость.

    ОтветитьУдалить
  22. Ну, в таком случае вы меня окончально запутали - что же именно вы хотели сказать этим большим примером в лицах?

    (кстати, если вам не нравится слово "столкновение", то подставьте вместо него слово "встреча" в моём предыдущем комментарии)

    ОтветитьУдалить
  23. Исследования, посвященные смене профессии, конечно есть. Точно также как есть и понятие "профессиональной мобильности", которое, увы, неправильно употреблено в заметке на job.ua, ссылка на которую была чуть выше.

    Профессиональная мобильность -- это готовность людей менять профессию или род занятий, а также готовность осваивать новые профессии. Причём не отдельно взятого человека, а в среднем. Это важно, потому что структура отраслей экономики постоянно меняется, иногда плавно по мере развития, иногда резко в результате кризисов. И чем выше эта самая мобильность, тем безболезненнее эти изменения, тем гибче экономика.

    Но речь в исследованиях, посвященных вопросам профессиональной мобильности, идёт о __готовности__ сменить род занятий, а не о __стремлении__ это делать. Согласитесь, есть разница.

    ОтветитьУдалить
  24. Конечно, разница есть. И в тех работах, что я видела - и не о _необходимости_ смены речь шла. И если говорить именно о том, что мне удалось найти - я не смогла найти никаких обоснований для тех «рекомендаций».

    ОтветитьУдалить
  25. Вот вы часто слышали такое про другие профессии? Типа «ну не всю же жизнь врачом быть» или «ну не всю же жизнь биологией заниматься»?
    C врачами не самый удачный пример. Взгляните на карьерную лестницу врача (думаю у биологов то же самое). Они могут получать научные степени, менять свою специализацию, причем довольно круто. Кстати, это считается сменой сферы деятельности? Имхо, то же самое как из тестировщика пойти в программисты или саппорт или в манагеры и т.п. Так сложилось, что я знаю нескольких врачей и некоторые имеют второе высшее не в медицинской области, а это значит, что они могут работать в другой отрасли.

    Вообще, стоило наверное уточнить, что значит сменить сферу деятельности.

    ОтветитьУдалить
  26. Насчёт примера с врачами - пожалуй, вы правы. Хотя у тестера тоже есть возможности и развития (пусть и не с получением степеней, хотя на западе и это может быть), и различных специализаций. Например, я лично считаю специализацией серьёзное тестирование производительности, безопасности, опять же автоматизацию.

    В той дискуссию, про которую я изначально писала, сменой сферы деятельности считался, например, уход в программисты (но не в автоматизацию тестирования). Ну и так же уход из IT-отрасли вообще.

    ОтветитьУдалить
  27. Мне кажется, люди ищут, пока не находят что-то свое, но даже найдя что искали, понимают что стоять на месте тоже нельзя - надо развиваться и идти дальше, чтобы потом не расстраиваться об упущенных возможностях.

    ОтветитьУдалить
  28. Ещё ссылка в тему -- сказ Павла Бажова "Живинка в деле": http://lukoshko.net/bazhov/bazhov30.shtml (да, там стих Демьяна Бедного внизу тоже хорош)

    ОтветитьУдалить
  29. Алексей (Булат), думаю, что это своего рода и счастье и удача, когда действительно находишь своё. А развитие - оно, наверное, даже и неминуемо, когда занимаешься любимым делом.

    ОтветитьУдалить
  30. Алексей (Баранцев), спасибо большое за ссылку. Действительно в тему, и получила удовольствие от чтения - и того, и другого. :)

    ОтветитьУдалить
  31. Что "менять можно" - согласна, что "менять нужно" - нет!
    Если Вас всё устраивает - значит, Вам безумно повезло, и Вы с первой попытки нашли "своё".
    Здорово! Поздравляю от всей души, не парьтесь :)

    ОтветитьУдалить