понедельник, 26 апреля 2010 г.

Linux глазами чайника

Каждому тестеру приходится осваивать достаточно много программного обеспечения, будь то специальные тестерские инструменты, само тестируемое приложение или нечто вспомогательное. Мне же сейчас, в надежде на новый проект, надо хоть немного освоить Linux.

Начав с установки дистрибутива Fedora на виртуальную машину, несложности которой я уже радовалась в своём блоге, я стала понемногу продвигаться дальше.


Сначала был восторг - красивая графическая среда, всё на вид просто и интуитивно понятно, и даже некоторые привычные из винды сочетания клавиш - и те тут работали. А сколько программ, сразу установленных при установке дистрибутива - это же просто фантастика! Графические редакторы, браузеры, офисные приложения и ещё масса всего. А количество установившихся игр - это даже неприлично, потому что среди них нашлась та единственная с удивительным восточным названием "Ши-сен-сё", на которую меня угораздило подсесть. Казалось, мои отношения с Linux с самого начала обречены на успех.

А потом пришло прозрение - прекратив радостно тыкать мышкой в то, что я изначально получила при установке дистрибутива, я попыталась сделать что-то хоть капельку более сложное, например, установить какую-то программу, скаченную из интернета, и поняла, что всё тут не так просто. Да, это не были привычные архивы с таким знакомым setup.exe, который надо запустить и послушно прокликать Next/OK до полной установки. Тут оказалось нечто совсем другое - тут программы даже может быть необходимо перед установкой откомпилировать из исходного кода. Конечно, я узнала, что существует множество вариантов установки софта - и из исходного кода, и из достаточно удобных rpm-пакетов, и с помощью менеджера пакетов yum из интернет-репозиториев… Но мои розовые очки были безнадёжно разбиты - Linux оказался не так прост, как я до этого размечталась.

Понемногу я прочитала две книжки - "Linux для чайников" и "Fedora 8. Руководство пользователя". Обе что-то мне дали и чему-то меня научили. Я даже умудрилась в ходе своих экспериментов по одной из книг добиться того, что моя красивая графическая оболочка GNOME перестала грузиться, и что я даже смогла побороть, робко тыкаясь в текстовом режиме. Но, наверное, главное, что я поняла - это что освоение Linux, хотя бы на уровне даже не самого продвинутого пользователя, требует значительных вложений с моей стороны - хотя это и так было изначально ясно.

Так что на данный момент я, по собственной оценке, - ещё самый что ни на есть настоящий чайник в Linux-е, и мне ещё придётся попыхтеть, прежде чем я дорасту до уровня продвинутого пользователя, который мне надо достичь. Вот только надо бы ещё разобраться, что же должен уметь в Linux-е продвинутый пользователь - может кто-нибудь подскажет? :)

12 комментариев:

  1. То же самое, что и в Windows и в MacOS. Ну разве что ядро компилить :)
    А что пришлось компилить из исходников? По мне, установка программ под Windows это одно из самого худшего что там есть.
    Для изучения Линукс лучше пользоваться онлайн ресурсами и форумами.

    ОтветитьУдалить
  2. clauster, в том-то и проблема, что в Windows - как-то работаешь годами и даже не особенно задумываешься о том, что именно умеешь и знаешь. А когда новая ОС на повестке, то тут ещё попробуй пойми, чем бы себя озадачить в плане изучения :)

    А из исходников какую-то игрушку компилила - на самом деле я специально уже в инете искала разные варианты для установки, чтобы разное попробовать.

    По поводу онлайн-ресурсов - это вроде как понятно, просто ну вот заходишь на какой-либо сайт, а там материалов - тучи. И что читать? За что сразу хвататься?.. Поэтому я сразу за книги и взялась - чтоб именно с чего-то начать. Конечно, когда какой-то вопрос возникает, вот тогда все эти онлайн-ресурсы - штука незаменимая.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Буквально на прошлой неделе я думал ровно такие же мысли, но по отношению к Windows (которая у меня основная рабочая ОС вообще-то).

    Пытался установить инструмент тестирования производительности Multi-Mechanize. На убунте в две команды apt-get из консоли раскатал два пакета и через пять минут всё заработало. А в винде долго мучился, как всё это поставить, в конце концов нашёл в Интернете нужные библиотеки уже скомпилированные и обёрнутые в нафиг не нужный инсталлятор. Промучился больше часа.

    ОтветитьУдалить
  5. Что-то сегодня странное у меня с отображением blogspot-блогов творится - не вижу последний комментарий в последней записи, и не только в своём блоге... Хоть ты "трям!" какой-либо после каждого комментария дописывай!

    ОтветитьУдалить
  6. Алексей, наверное, кто к чему привык :) Я как привыкшая к виндозным инсталляторам и другого толком пока не знавшая, ещё не поняла всю прелесть установок в линуксе. Однозначно надо мне с этим ещё поразбираться...

    ОтветитьУдалить
  7. Мне приходилось работать с линуксами: Red Hat 9, Fedora Core (1, 4, 5) Monta Vista (не помню какая) и Suse 11. Работа в основном из командной строки, максимум графики - файловый менедже MC. Продвинутым пользователем линукса до сих пор не являюсь, зато умею выполнять операции, необходимые для работы. Если вы для себя исследуете линукс, то можно хвататься за любой материал, который вас заинтересует. А если он для работы нужен, то, имхо, нужно изучать в первую очередь то, что требуется для решения рабочих задач.

    ОтветитьУдалить
  8. Polyanna, спасибо за комментарий. Если мне повезёт, то будет нужен он мне именно для работы, но что конкретно мне там надо будет знать и уметь - пока узнать толком не могу.

    Я вот всегда слышала, что в линуксе люди часто работают именно в командной строке. Сама я пока только чуть-чуть с подобной работой повозилась, пока целей конкретных не было. А вот почему именно с командной строкой работают? Возможности больше? Быстрее? Легче? Вот вы, например, конкретно - почему именно так в основном работали(-ете)? И есть ли, допустим, смысл поучить какие-то основные команды для подобной работы?

    ОтветитьУдалить
  9. В ряде случаев с командной строкой работать быстрее (но не всегда). Для опытных людей она также дает более широкие возможности действия, потому что функции командной строки обычно имеют множество параметров, настроек и пр., которые могут быть не так легко доступны и находимы в GUI.

    Наши сисадмины к примеру, огромное количество задач делают именно через КС. А у нас, тестировщиков, это было обусловлено еще и спецификой продукта (приложения, которые не имеют GUI, только интерфейс командной строки).

    Учить что-либо специально мне кажется не нужно. Конечно, всегда пригодятся команды для просмотра и смены директории, распаковки архива, возможно смены прав у файла и пр. Но команды, которыми часто пользуемся мы с коллегами-тестерами у нас выписаны на листик, если надо мы туда заглядываем. А со временем они запоминаются и листик уже не нужен. Специально ничего не учим - я школьный подход вообще не люблю :)

    Имхо, командная строка (КС) очень неудобна для редактирования текстовых файлов. Если Вам нужно копировать файлы из каталога в каталог, или например с FTP, быстро менять директорию, то КС в этом случае также замедляет работу, а не ускоряет.
    Поэтому помимо командной строки мы еще используем небольшую графическую надстроку по типу FARa, называется МС - Midnight Commander. Сочетание МС и командной строки дает, на мой взгляд, оптимальные результаты.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Pollyanna. В целом, примерно так я и думала :) Кстати, с зубрёжкой я тоже никогда не дружила, так что лучше просто найду себе какой-либо удобный источник, где в случае необходимости команды можно будет подсматривать - мне один такой как раз порекомендовали.

    Кстати, интересно, что вы про редактирование текстовых файлов написали - я сама в ходе своего знакомства с линуксом озадачивалась этой проблемой. Даже пыталась разобраться с каким-то текстовым реlактором - vi или vim, запускющимся в консоли, но что-то у меня с ним совсем не сложилось. Так что я для себя тоже решила, что буду mc использовать и для редактиования, и для навигационных задач.

    С mc, кстати, я давно уже столкнулась - ещё когда на текущем своём проекте приходилось что-то удалённо делать на сервере, на котором стоит Linux - только я не знала тогда, что это такое, просто радовалась, что могу вызвать что-то типа Far-а :)

    А вообще работа в таком режиме достаточно забавная - вспоминаются времена дос и нортон-коммандера :)

    ОтветитьУдалить
  11. да-да! vi -как раз тот редактор, в котором я мучительно пыталась работать с текстом. Потом сисадмины сказали, что работа с vi - действительно задача непростая. Так что неудивительно, если у не очень опытных пользователей с ней ничего не выходит.

    ОтветитьУдалить