понедельник, 7 февраля 2011 г.

"Очаровательный непрофессионал" или "Отвратительный профессионал"?

Утро пятницы принесло мне информацию, от которой сразу возникло желание уволиться. Но когда эмоции чуть улеглись, я серьёзно задумалась о том, что лучше - работать в команде с человеком, приятным во всех отношениях, но профессионализм которого оставляет желать лучшего, либо с человеком, который по-человечески крайне тебе неприятен, но при этом очень хорошо делает свою работу? Конечно, лучше всего работать исключительно с одновременно приятными и профессиональными людьми. Но увы - в реальности это может оказаться невозможным (да и сама ли я такая?). К сожалению, я не отношусь к тем счастливчикам-пофигистам, которым безразлично, с какими людьми они работают. Так что вопрос для меня оказался непростым. И чтобы найти на него ответ, попробую рассмотреть одну и другую ситуацию подробнее.

Ситуация "Очаровательный непрофессионал"

Итак, мы имеем дело с человеком, который по-человечески приятен во всех отношениях, хороший человек, однако в работе показывает плачевные результаты. Сразу поясню, что я не имею в виду те плачевные результаты, которые, наверное, временами бывают у каждого - по болезни, из-за переутомления или по каким-то ещё временным причинам. Я про _постоянные_ плачевные результаты, когда ситуация со временем не слишком-то меняется.

Несмотря на то, что кажется, что в первую очередь хочется работать с приятными людьми, такая ситуация не слишком привлекательна. Да, с этим человеком приятно общаться и можно даже подружиться. Но что будет, если какое-то время с ним поработать? Если из-за его плохой работы будет страдать эффективность собственной работы и/или работы всей команды, если из-за него тебе придётся перерабатывать, то, вероятно, очень скоро человек перестанет казаться столь уж замечательным. Конечно, в такой ситуации надо пытаться что-то сделать. А вы пробовали сказать хорошему человеку, с которым вы в принципе в хороших отношениях, что результаты его работы неудовлетворительны? Это не очень приятно и не слишком просто. Набравшись духу, это можно сказать, и хороший человек скорее всего признает свои ошибки и пообещает, что сделает всё возможное, чтобы изменить ситуацию. Но такова уж моя смоделированная ситуация, что по тем или иным причинам, результаты его работы особо к лучшему не изменятся. Так что говорить неприятные вещи хорошему человеку придётся снова и снова. И без особых результатов.

Похоже, минусы этой ситуации явно перевешивают её плюсы.

Ситуация "Отвратительный профессионал"

Тут мы имеем дело с очень эффективным, но крайне неприятным профессионалом. Также сразу оговорюсь, что я веду речь не о простой неприязни, когда тебе не нравится, что за соседним столом кто-то очень громко стучит ложкой по стенкам кружки, размешивая сахар в кофе. Речь о той неприязни, когда по очень весомым для тебя причинам, ты бы вообще никогда бы не видел и не слышал этого человека, будь у тебя такая возможность. А тут - реальная необходимость тесно работать с этим человеком в одной команде.

Будучи человеком эмоциональным, мне вообще сложно увидеть в такой ситуации какие-то плюсы. Первое, что приходит в голову - мне даже в офис будет приходить каждый день нерадостно, не говоря уж про необходимость общения и взаимодействия с этим человеком. Но попробую отодвинуть эмоции. Человек отлично делает твою работу. Это значит, что из-за него не будет срыва сроков, за него не придётся переделывать работу, т.е. по работе из-за него страдать скорее всего не придётся; а если и будут у него какие-то огрехи, то сказать ему об этом будет не сложно. Кроме того, на фоне потрясающе работающего отвратительного тебе человека, просто нельзя работать плохо - гордость не позволит, ведь он же отвратительный, как же ты можешь работать хуже него? Так что даже как будто дополнительный стимул для работы появляется.

Неужели плюсы этой ситуации перевесили её минусы?

Кажется, с точки зрения разума и рабочей эффективности ответ получен. Но восприятие ситуации и жизнь в целом - это не только разум, но также чувства и эмоции, а чувства - нелогичны (порой я так завидую мужчинам, которые, как правило, гораздо меньше зависят от своих эмоций!). Так что, похоже, я так для себя и не решила, что же лучше было бы для меня. Интересно, а что бы выбрали другие?

18 комментариев:

  1. Не хотел бы работать ни с тем, ни с другим. С приятным непрофессионалом можно вести дружбу и вне работы. Даже предпочтительнее. А с неприятными людьми не стал бы работать (если бы была возможность выбирать). Был такой случай в жизни - слава богу тот проект закончился, и мне повезло, что на проекте было много других людей, с которыми было приятно работать и общаться.

    ОтветитьУдалить
  2. Думаю, Юрий, что вообще вряд ли бы кто-либо захотел работать с одним или другим типажом, будь возможность не выбирать ни одного, ни другого :) Вопрос всё-таки в том, что надо выбрать одно из зол (и дай бог, чтоб необходимость такая была только гипотетической).

    ОтветитьУдалить
  3. Поскольку в постановке задачи сказано, что нужно выбрать человека с которым надо _работать_ , то, очевидно, выбирать надо того, который работает, как бы неприятен он ни был. Я бы поставила вопрос так: как нормально сработаться с таким человеком?
    В жизни тоже такой случай был. Сейчас вижу, что это был очень полезный опыт, но тогда я бы так не сказала.

    ОтветитьУдалить
  4. А что полезного вы извлекли из того опыта - можете поделиться, Pollyanna?

    Кстати, если есть чем поделиться на тему "как сработаться", то тоже буду благодарна - авось каким советом смогу воспользоваться.

    ОтветитьУдалить
  5. Lena,вы описали ситуацию происходящую прямо сейчас у меня в команде. Я недавно перешла в новую компанию и вот - получила человека, неприятного мне, к тому же похоже непрофессионала, НО который стал моим менеджером. Я пока над решением этой МОЕЙ проблемы борюсь...

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимной:

    Боюсь, ваша ситуация ещё хуже, чем та, что я описала - описанный мной неприятный типаж хотя бы компетентен. Если же человек и неприятен, и не профессионален, то это совсем печально. Если же этот человек, компетентность которого вызывает сомнения, ещё и начальником становится - то вообще не позавидуешь. Т.е. сочувствую я вам.

    Единственное, что могу кроме выражения сочувствия сказать по данной ситуации, это то, что, по моим наблюдениям, с некомпетентными людьми всё-таки можно как-то бороться - выявив эту самую некомпетентность. Если будут явные доказательства непрофессионализма человека, то к этому могут прислушаться даже ещё более высокостоящие руководители (если повезёт). Правда самому при этом желательно быть безупречным. Да и становление на этот путь - это по сути становление на путь войны. И очень большой вопрос - действительно ли стоит это делать. В любом случае - удачи!

    ОтветитьУдалить
  7. Конечно, лучше неприятный профессионал! На работу мы же ходим работать, а с непрофессионалами работы не будет; будет медленная возня с перепроверками, постоянными объяснениями, разочарованиями и т.п. Высокого уровня эффективности совместной деятельности в таком случае точно не будет.

    ОтветитьУдалить
  8. Борис, спасибо за ваше мнение. Да, такой выбор кажется наиболее разумным.

    Вот только я полагаю, что на работу мы ходим не только работать - на работе мы ещё и проживаем очень большую часть своей жизни (если считать, что из 24 часов в сутках 8 часов мы спим, то 8 часов, отданных работе, - это почти половина жизни). И правильно ли будет эту почти половину жизни портить работой с категорически неприятной личностью? Хотя, конечно, альтернатива портить работу взаимодействием с категорически непрофессиональной личностью - не выглядит особо лучше...

    ОтветитьУдалить
  9. На мой взгляд, адекватность манеры поведения и общения тоже отчасти входит в профессиональный набор. Все-таки все мы работаем среди людей.
    То есть, если человек ведет себя ужасно по отношению к коллегам (оставаясь при этом хорошим специалистом в технической части), то в этом случае тоже можно говорить о его некомпетентности, просто не в техническом плане. Подобная некомпетентность в итоге может стоит компании дороже, чем весь его технический опыт - просто потому, что окружающие будут тратить кучу времени и нервов на взаимодействие с человеком (или на избегание такого взаимодействия).
    Я к тому, что развивать надо не только технические навыки. И если есть возможность объяснить это человеку, то я бы попробовал (с вариантами - самомтоятельно, через начальство, через коллег, которых данный человек уважает, и т.д.). Может он просто не знает, что его поведение/слова/внешний вид задевают окружающих :)
    А вам - терпения. В любом случае люди меняются небыстро.

    ОтветитьУдалить
  10. Павел, спасибо за ваш комментарий!

    Думаю, вы совершенно правы насчёт того, что профессиональная компетентность включает в себя и умение взаимодействовать с людьми (меня саму смущало слово "профессионал", употребляемое для этого неприятного типажа, когда я писала эту заметку - но лучшего подобрать не смогла).

    Насчёт возможности что-то объяснить этому человеку... Честно говоря, сомневаюсь, что на него можно как-то повлиять, но кто знает? Может что-то и может получиться. В любом случае надо, наверное, попробовать :)

    ОтветитьУдалить
  11. > А что полезного вы извлекли из того опыта - можете поделиться, Pollyanna?

    Из того опыта я извлекла умение не испытывать плохих эмоций работая с такими людьми. Ну, не то чтобы совсем ничего не испытывать, но, по крайней мере, не давать портиться своему настроению и не позволять своим душевным силам бесконтрольно утекать в этом направлении.

    Касательно конкретных приемов: я представляла себе, что имею дело с замечательным человеком, который искренне желает помочь мне усовершенствоваться, настолько высокого обо мне мнения, что уверен, что я на это способна, и потому совершенно бескорыстно создает мне условия, в которых мне удобнее будет прокачивать нужные навыки :)))

    На самом деле, в двух словах и не расскажешь, потому что какое-то время это работает, а затем накатывает желание пойти и растерзать врага на кусочки иначе просто взорвешься. И приходится постоянно изобретать что-то новое. Например, когда человек ведет себя особенно по-хамски, представить, что может у него в жизни в этот момент какая-то тяжелая ситуация, он сам нервничает и нуждается в поддержке, и его хамство на самом деле не на меня лично направлено, а просто так случайно получилось и т.д.

    В общем суть в том, чтобы каким угодно способом заставить себя испытвать прямо противоположные эмоции. Сочувствие вместо раздражение, уважение вместо грубости, терпение вместо истерической суетливости и так далее.

    Мне это далось очень трудно и заняло больше двух лет. Но я очень рада, что такой опыт был, поскольку это решило мою проблему в корне и теперь я пользуюсь полученными навыками во всех сферах жизни.

    ОтветитьУдалить
  12. Вот это да, Pollyanna, вы над собой огромную работу проделали, вызывает уважение. И пример в целом вдохновляющий, спасибо :) Только не уверена, смогу ли я так.

    Честно говоря, с тех пор, как я осознала, что обладаю далеко не самым мягким и покладистым характером (где-то в студенческие годы), я начала пытаться нам своим характером работать. По сравнению с теми студенческими годами, я сильно продвинулась. Но чтобы воспринимать самых неприятных людей так, как вы описываете, - мне над собой ещё работать и работать. Но в любом случае пытаться изменить своё отношение надо, я понимаю, ведь это в конце концов гораздо проще и реальнее, чем изменить этих неприятных других людей :)

    ОтветитьУдалить
  13. Я не согласен что нужно менять мнение на противоположное, т.к. делать насилие над собой из-за одного человека (более того - коллеги), который просто чего-то не понял - не самое правильное решение проблемы.
    Лучше устроить ему 1х1 с менеджером, чтобы убедиться, что человек осознал, что проблема таки существует.

    ОтветитьУдалить
  14. Борис, но ведь речь же не идёт о том, чтобы переступать через себя, поступаться своими принципами или что-либо подобное. Речь идёт только об изменении отношения к чему-то. Если есть в жизни что-то для вас негативное, от чего нельзя просто избавиться, то можно же по-разному это негативное воспринимать: можно кричать "караул!" и впадать в панику, а можно, осознавая природу этого негативного, пытаться как-то жить с этим - так, чтобы это как можно меньше портило вам жизнь.

    Ну это хотя бы как с погодой: если вы не любите зиму и мороз, то можно полгода мучиться и страдать и ругаться на отвратительную погоду, а можно утеплить квартиру и одежду, запастись тёплым пледом и какао, найти в зиме повод для радости хотя бы в виде Нового года, и более ли менее спокойно пережить эту зиму, помня, что рано или поздно придёт весна.

    ОтветитьУдалить
  15. Мне кажется, что все субъективно. Для кого-то неприятный человек просто душка. Здесь еще играет роль просто совместимость людей - по характеру, взглядам на жизнь, по гороскопу, наконец.
    А что касается непрофессионализма, то невозможно быть абсолютным нулем во всем. В чем-то непрофессионал является профессионалом. Надо это просто найти. В первую очерь искать должен сам человек, в чем он профессионал или нет. И если несмотря на многолетние усилия он остается безнадежным, то он просто выбрал не ту профессию, и находится не на своем месте. А когда такое происходит, приятный изначально человек может стать неприятным - замкнуться, озлобиться, у него будет заниженная самооценка, испортится здоровье, никто не захочет с ним дружить и так далее. Поэтому работа должна быть по душе, по тебе, а не ради денег, или потому что она престижная.

    ОтветитьУдалить
  16. Про субъективность - полностью согласна. Кстати, в моей ситуации именно так и есть, для кого-то приход этого человека в наш отдел - радость :) И я это понимаю, и знаю, что моя проблема - это именно только моя проблема, моего восприятия.

    И про непрофессионалов - хорошо сказано, под каждым словом готова подписаться :) И как было бы замечательно, если бы каждый человек был на своём месте :)

    ОтветитьУдалить
  17. Lena, недавно я услышал такой термин, как "эмоциональный интеллект" (ЭИ). И мне стало очевидно, что эмоции - это не пустой звук, когда дело касается работы и "неприятный профессионал" не является профессионалам в тех сферах, где ему приходиться сталкиваться с другими людьми.

    Очаровательный непрофессионал имеет высокий ЭИ, но не обладает нужными свойствами для выполнения именно этой работы.

    Что делать?
    Для отвратительного искать место, где он будет минимум проявлять своё невежество с точки зрения ЭИ.
    А для очаровательного искать место, где он может быть максимально полезен - это общение с людьми. А иначе...
    "... если перепробованы все методы с борьбы с плохим исполнением, а человек все равно не справляется со своими обязанностями, значит у него нет талантов, необходимых для этой работы. Постоянная недоработка - вопрос не глупости, слабости, непослушания или неуважения. Это вопрос несоответствия."
    (Цитата из книги "Сначала нарушьте все правила")

    ОтветитьУдалить
  18. greyver, спасибо за комментарий.
    Про вопрос несоответствия - хорошо сказано. Надо мне поинтересоваться, что за книжка такая...

    ОтветитьУдалить